Положение о «Школе безопасности» ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Тонкинского муниципального округа»
Общие положения
В настоящее время случаи пожаров, мошенничества, террористических актов и других чрезвычайных ситуаций обуславливают необходимость поиска новых форм оказания помощи, направленной на повышение безопасности жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, подготовку лиц «третьего» возраста к оперативному реагированию в экстремальных ситуациях.
С целью предупреждения чрезвычайных ситуаций и своевременного информирования населения о возникновении для них угрозы, на базе ГБУ «КЦСОН Тонкинского муниципального округа» создается «Школа безопасности» (далее «Школа»).
Люди преклонного возраста и инвалиды чаще других становятся жертвами мошенников, несчастных случаев в быту, а также преступлений. Поэтому комплексная система занятий школы безопасности направлена на профилактику таких случаев и повышение безопасности граждан.
1. Цели и задачи Школы
1.1.Цели:
- Повышение уровня безопасности повседневной жизни лиц пожилого возраста и инвалидов.
- Повышение качества жизни пожилых людей и инвалидов.
- Информирование в вопросах безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
- Обеспечение гарантий прав граждан на получение полной и достоверной информации.
1.2.Задачи:
- Изучить и способствовать освоению пожилыми людьми основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и запросов личности в повседневной жизни.
- Ознакомить с видами опасностей, угрожающих человеку в современной повседневной жизни, действиями в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; изучить и освоить методы и приемы защиты, позволяющие минимизировать возможный ущерб личности и обществу в опасных и чрезвычайных ситуациях.
- Развивать способности анализировать ситуации, принимать безопасные решения в быту.
- Формировать представления об экологических, социокультурных, экономических особенностях современного общества, как среды жизнедеятельности.
- Формировать способности выбора морально-психологических установок в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
- Формировать уважительное, ответственное отношение к собственной безопасности и безопасности окружающих людей, навыки взаимодействия, сотрудничества, необходимые для разрешения и предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций, осознания приоритетности безопасности во всех сферах деятельности.
- Своевременно информировать население о наличии социальных льгот и гарантий.
- Привлекать внимание общественности к проблемам граждан пожилого возраста и инвалидов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Целевая группа Школы:
- граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), инвалиды старше 18 лет, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, проживающие на территории Тонкинского района.
2. Формы работы Школы:
Занятия проводятся в групповой форме, 2 раза в месяц. Формирование групп слушателей Школы осуществляется из числа граждан пожилого возраста и инвалидов, находящихся на обслуживании в отделениях дневного пребывания, социально-бытового и социально-медицинского обслуживания на дому, а так же из числа граждан пожилого возраста и инвалидов, не находящихся на обслуживании в ГБУ «КЦСОН Тонкинского района», но желающих пройти обучение в Школе безопасности. Группы формируются в зависимости от криминогенной и социальной ситуации, а также по личному желанию заинтересованных граждан, пользующихся социальными услугами.
4. Основные направления работы Школы
- пожарная безопасность;
- электро безопасность;
- терроризм;
- юридическая безопасность;
- мошенничество;
- психологическая безопасность;
- пищевая безопасность;
- информационная безопасность;
- лекарственная безопасность.
Эффективность работы Школы
- Повышение бдительности пожилых людей и инвалидов во всех сферах личной и общественной жизни.
- Предотвращение несчастных случаев в быту.
- Снижение уровня преступлений, связанных с доверчивостью лиц данной категории граждан.
- Повышение стрессоустойчивости пожилых людей.
- Осознание приоритетности безопасности во всех сферах жизни.
- Освоение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование.
- Совершенствование социальных технологий по формированию безопасности пожилых людей в современном обществе.
- Повышение личной безопасности и безопасности окружающих.
- Оказание помощи в адаптации к возрастным особенностям жизнедеятельности.
- Снижение депрессивной обстановки и повышения у граждан социально-правовой грамотности.
- Владение полной и достоверной информацией.
«Школа безопасности для граждан пожилого возраста и инвалидов» - это социальная программа, мероприятия, которой позволяют реализовать главную цель – повышение уровня безопасности повседневной жизни лиц пожилого возраста, инвалидов и других малозащищенных слоев общества.
Сроки реализации программы: бессрочно.
Руководство и ход реализации программы осуществляется заведующими отделений социально-бытового, социально-медицинского обслуживания на дому.
Занятия проводят специалисты центра совместно с сотрудниками МЧС, полиции.
План работы Школы безопасности
Тема занятий |
Ответственные |
Пожарная безопасность 1. Пожар как фактор техногенной катастрофы. 2. Пожароопасные свойства материалов и веществ. 3. Профилактические действия при пожаре. 4. Токсичные продукты горения. 5. Основные факторы пожара. |
Заведующие отделений |
Электробезопасность 1.Действие электрического тока на организм человека. 2.Электрический удар. 3.Способы защиты человека от поражения электрическим током. 4.Средства защиты от действия электрического тока. 5.Использование электросберегающих устройств. |
Заведующие отделений |
Терроризм 1. Терроризм как социальное явление современности. 2. История появления терроризма как социального явления. 3. Возможные направления противодействия терроризму в современных условиях. 4. Правила поведения при возникновении террористического акта. |
Заведующие отделений |
Юридическая безопасность 1. Система социальной защиты пожилых людей. 2. Оформление договоров по разным сделкам. 3. Как правильно оформить сделки по купле-продаже жилья. 4. Права частной собственности. 5. Нарушение права на неприкосновенность частной жизни. |
Заведующие отделений |
Мошенничество 1. Искусство сказать «Нет!» 2. Мошенничество как социальный феномен. 3. Способы защиты от мошенников. 4. Умение распознать мошенничество. 5. Инструктаж о личной безопасности. |
Заведующие отделений |
Психологическая безопасность 1.Методы психологической защиты.Прием словесных аффирмаций. 2.Аутотренинг – как средство самоконтроля эмоционального состояния. 3. Страх. Пути преодоления. 4. Борьба с явлением одиночества. |
Заведующие отделений |
Пищевая безопасность 1.Особенности рационального питания пожилых людей и долгожителей. 2. Биологическая и пищевая ценность белков, жиров и углеводов. 3.Значение витаминов в питании. Продукты – источники витаминов. 4.Значение минеральных веществ в питании. 5. Срок хранения и срок годности продуктов. 6.Пищевой статус как показатель здоровья. 7.Новые продукты питания в рационе населения России. Трансгенные продукты в питании, этические и эколого-гигиенические аспекты этой проблемы. 8.Заболевания, передающиеся с пищей (пищевые отравления, инфекции). |
Заведующие отделений |
Информационная безопасность 1. Права и обязанности получателей социальных услуг. 2.Независимая оценка качества работы учреждения. 3. Стандарты социального обслуживания. 4. Порядок предоставления социальных услуг. 5.Индивидуальная программа предоставления социальных услуг. Договор. |
Заведующие отделений |
Лекарственная безопасность 1. Неблагоприятный эффект лекарственного средства. 2. Активные вещества естественного, искусственного или биотехнологического происхождения. 3. Лечебные добавки к пищевым продуктам. 4. Лечебные косметические средства. 5. Неблагоприятная лекарственная реакция на лекарственные средства. 6. Побочные эффекты лекарственного средства. |
Заведующие отделений |
Методы работы
Выдача памяток (брошюр, буклетов) по направлениям, консультации, лекции, беседы, разъяснения (информирование), инструктаж по личной безопасности, психотренинги, размещение информации на стендах, показ видеороликов, презентаций.